24.08.2019, 12:43




 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Вход | Выход

Меню

АРХИВ

Статистика

Главная » 2017 » Март » 23 » 1 % способностей, 99 % трудолюбия
11:26
1 % способностей, 99 % трудолюбия

1 % способностей, 99 % трудолюбия

Невозможно представить себе жизнь без музыки, танца, без праздника, который дарит нам искусство. Без этого тускнеют краски жизни, все становится серым, обыденным, неинтересным. Кто же раскрашивает для нас жизнь в яркие цвета, дарит нам свое творчество? Об этом мы говорим сегодня с преподавателем детской школы искусств Мариной Волненко.

- Сколько лет вы уже преподаете в школе искусств? В чем заключается основанная задача вашей работы? В чем заключается ваша основная задача, как человека искусства?

М.В.: Я работаю с 1984 года, значит, уже 33 года  я преподаю в нашей школе.

Задача? Задач много. Преподаватели  – это  первые помощники для родителей. В первую очередь, я считаю, мы вместе должны вырастить личность интересную, образованную, творческую. Ни для одного из наших выпускников годы, проведённые в нашей замечательной школе, не прошли бесследно. Мы встречаемся со своими  выпускниками, которые в голос говорят, что очень скучают по школе. Приятно слышать слова благодарности от взрослых женщин и мужчин, которые учились у нас 20 - 30 лет назад, у которых уже свои семьи, и их дети  так же  посещают занятия  в нашей школе  или подобных в других городах.

Мне одна моя ученица рассказывала, как она на свое 30 – летие устроила гостям творческий подарок. Она подготовила программу  и сыграла на  фортепиано несколько произведений. Гости были  в большом восторге и изумлении. Прошли годы, а она все также хорошо владеет инструментом. Мне это было приятно слышать.

Другая моя выпускница, которая не успевает водить своих детей на занятия в музыкальную школу, потому что живёт в большом городе, нашла другой выход. Она преподаёт своему ребенку музыкальный предмет на дому!

Если наши выпускники и их родители стали большими любителями музыки, если мы видим их регулярно на всех наших концертах, если наши взрослые «дети» ведут к нам своих маленьких ребятишек, то ни это ли счастье?

Однажды, во Дворце культуры проходил филармонический концерт. Играл симфонический оркестр из города Екатеринбурга.  Каково было мое удивление, когда я встретила там практически всех на тот период своих выпускников. Я тогда подумала: вот я для чего работаю, у меня есть единомышленники, благодарные слушатели, которые несут искусство дальше, которые по жизни идут с музыкой рука об руку.

Нам всегда приятно общаться с культурными людьми, образованными, и, если я вложила хоть немного доброго и светлого в детей, то я просто счастлива.

- Поделитесь своей историей: как вы сами пришли в искусство? Какое должно быть образование у работника культуры?

М.В.: Началось все так: я не любила тихий час в детском саду.

Мне было шесть лет, когда я попросила родителей записать меня в музыкальную школу, потому что видела, как девочку со мной в группе забирают с сон часа и уводят на занятия в музыкальную школу. И мне показалось, что это хорошая идея, меня тоже начнут водить в музыкальную школу в сон час, и я положу конец этому безобразию. Но я не подумала, что через год-то мне в школу идти.

И все-таки я настойчиво требовала, потому что наблюдала за тем, как девочка, которая уже ходила на подготовительные курсы в музыкальную школу поигрывает на деревянном пианино, что стоял у нас в группе. У него не было клавиш, только прорисованные чёрно - белые дощечки. И всякий раз, когда девочка за него садилась, я стояла рядышком и наблюдала за ее игрой, и мне казалось, что я способна повторить и что - то играла на этом же деревянном пианино. Кстати сказать, в дальнейшем мы стали сокурсницами в музыкальном училище.

Мама рассказывала мне, как я поступала в музыкальную школу. Родители очень волновались, а я все говорила маме: «Мамочка, не волнуйся, я обязательно поступлю!». Меня пригласили в кабинет на экзамен, я зашла,  мама осталась в коридоре. Видимо, преподаватели попросили меня что-то сыграть, и я исполнила «Калинку-малинку», хотя раньше никогда не трогала клавиши, кроме тех, деревянных. Мама, конечно, была поражена, услышав за дверью фортепианное выступление, помню, что комиссия улыбалась – я поступила. И вот так началась моя музыкальная жизнь.

Окончание музыкального училища – это обязательное условие, чтобы работать в музыкальной школе или школе искусств и преподавать  инструмент, вокал или теоретические дисциплины. А дальше приветствуется  консерватория или педагогический институт.

Преподавателем мне захотелось быть, когда я увидела свою учительницу по фортепиано, и когда она начала со мной работать, молодая и красивая студентка – Ольга Долгих, то  уже на первых занятиях я выбрала себе профессию.

- Какими качествами должен обладать педагог школы искусств, прежде всего? В чем, по-вашему, секрет успеха педагога?

М.В.: Знаете, детей надо сначала любить, а потом уже учить, если их не любишь, то научить ничему не сможешь, потому что дети отзываются только на ласковый голос, улыбку и теплый взгляд. Детей, которые приходят в мой класс, я заранее уже люблю. Тем более что нередко  это дети моих уже давно выпустившихся учеников. Правда одной любви мало,  нужно уметь и требовать.  С первых встреч нас поглощает творческая жизнь, мы взаимодействуем и обязательно влияем друг на друга, ведь не только учителя детей учат, но и дети учат учителей.

Пару слов об истории: Памятные даты и значительные достижения в вашей карьере.

М.В.: Я сегодня посчитала, сколько у нас за 50 лет выпускников – 1030 человек. Из них 510 человек с музыкального отделения – почти половина. Я выпустила 44 ученика, и двое будут выпускаться в этом году.

Достижения? Представьте себе, несколько лет назад почувствовала сильную тоску по своим ученикам и обзвонила всех своих детей, которые в поле моего зрения, пригласила их на встречу. И знаете, среди моих учеников каждый, что не человек, то выдающаяся личность. Каждый себя ярко проявляет в профессии. Среди них есть преподаватели фортепиано и вокала, музыкальный работник в детском саду, режиссер, актриса, дизайнер, прокурор, предприниматели и т.д., но главное, что это все состоявшиеся люди. Это мое лучшее достижение.

Очень радует меня мой сегодняшний ученик – Герман Визнер, который в этом году заканчивает школу. Это лучший ученик в плане трудолюбия,  музыка – это точно его профессия, все его свободное время посвящено занятиям  музыкой. За его плечами более 30 областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов. В этом году он стал обладателем Гран -  при областного конкурса фортепианных миниатюр «Арабески». Всего на конкурс было заявлено 210 конкурсантов, и Герман, единственный из всех участников, получил сто баллов из ста. Это для меня на сегодняшний день самая важная победа, хочется работать на результат, поэтому, когда получаешь этот результат, конечно, испытываешь колоссальное удовольствие и счастье.

- Насколько сложно привить интерес к творчеству? Или этого нельзя сделать вообще, раз у человека от рождения должна быть творческая жилка?

М.В.: Я всегда говорю, что «можно научить любого человека читать ноты». Но, выдающийся педагог Натан Перельман писал: «Лишь тот исполнитель, кто в нотной пустыне увидел мираж». Если есть какие-то задатки, способности, то это хорошо, это замечательно, с такими детьми легче работать.  Великолепно, если ребенок слышит разницу между  просто звуком и красивым звуком. Но все можно развить. Здесь все зависит от интереса не только ребенка, но и родителей. На первоначальном этапе происходит момент такой, что иногда надо заставить сесть ребенка за инструмент, чтобы он позанимался, но если заставить формально «иди и занимайся» - можно все загубить.  Детей  можно увлечь тогда, когда увлечены те, кто рядом.

Иногда, бывает так, что приходят два ученика с разными способностями. Я говорю родителям, что «все зависит от вас». И, как правило, тот ребенок, который более трудолюбивый лучше успевает, чем способный, но ленивый.

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Моя преподаватель всегда говорила так: «Талант – это 99% трудолюбия, 1% - способностей». А  один процент способностей есть у всех.

- Можно ли с первого взгляда определить, что перед вами стоит человек искусства?

М.В.: Не всегда. У меня папа был машинистом экскаватора и никакого отношения к искусству не имел, но очень любил и балет, и классическую музыку. Когда по телевизору шло выступление Майи Плисецкой, например,  или шел концерт Святослава Рихтера, он всегда меня звал смотреть и слушать. Работал по сменам, и  когда он уставший приходил с работы, ему моя игра на фортепиано никогда не мешала. Наоборот, он говорил: « Играй, Мариночка, играй»! И совершенно спокойно засыпал под мои гаммы.

Мама моя была по профессии штукатур. Ее папа погиб на войне,  ушел на фронт, когда ей было два месяца, а мама умерла, когда ей было 12 лет.  В своё время она окончила профессиональное техническое училище по специальности штукатур  – строитель,  более деликатного и сдержанного человека трудно отыскать.  Я ни разу не слышала от нее грубого слова ни в чей адрес. Она ходит на концерты с большим удовольствием. Любит и танцы, и музыку. Но это не человек искусства. Просто культурный человек. И я считаю, что моя мама образованный человек, она образована не учебниками,  она образована жизнью.

И есть люди в профессии, связанной с искусством, но которые особо не испытывают тяги к творчеству, им это кажется скучным.

То есть взглянуть на человека и сказать, связан он с искусством или нет,  думаю,  нельзя.

- С какой установкой ребенок должен приходить в школу искусств в первый раз? А родитель?

М.В.: «У меня все получится» - ребенок должен знать, что он способен, что все обязательно удастся, родитель должен прийти с готовностью помогать ребенку.

- Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент – Экзюпери считал, что «культура – это внутреннее содержание человека». Как вы понимаете это высказывание?

М.В.:  Говорить  можно, что угодно, а вот как ты по-настоящему живешь, как ты по-настоящему мыслишь внутри себя – это важно. Сколько угодно можно говорить красивыми фразами, но, если ты потом внутри себя выстраиваешь диалог и делаешь это не так, как в жизни, то… внешняя культура не имеет никакого значения.

- Есть ли какие-то истории, случившиеся с вами здесь, в школе искусств и оказавшие на вашу дальнейшую жизнь влияние?

М.В.: Встреча с Людмилой Григорьевной Жугриной, первым директором нашей школы. Когда я пришла устраиваться на работу, и в первый раз увидела Людмилу Григорьевну, встреча произвела на меня огромное впечатление. У нее был такой строгий вид, а я волновалась, переживала: возьмут, не возьмут. Оказалось, что Людмилу Григорьевну высокопоставленное лицо близ лежащего города попросило заочно принять на работу девушку, а она, посмотрев на меня, пообщавшись со мной, сказала: Я не возьму ту  девушку, я беру Вас. И вот это меня, конечно, очень поразило. Это очень бескорыстный и честный человек. Я очень благодарна ей.

Я всегда  держу с ней связь. Звоню ей, рассказываю про победы моих учеников. Этот человек для многих стал второй мамой. Встреча с ней - самое яркое событие. Когда я приступила к работе, я с первых дней поняла, что я дома, что я на своем месте.

Полина Баитова

Просмотров: 354 | Добавил: olya_korr | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Погода
Рефтинский

Поиск



   Тевиком-Асбест
Copyright© 2011-2018 Все права зарегистрированы.
 Полное или частичное использование материалов сайта только с разрешения редакции.
Используются технологии uCoz