18.10.2018, 03:56




 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Вход | Выход

Меню

АРХИВ

Статистика

Главная » 2018 » Август » 23 » Брусчатка
10:04
Брусчатка

Брусчатка

На улице Промышленной идёт ремонт. Строители сделали новый тротуар, установили металлические столбы освещения, новое полотно дороги закатано асфальтом, который заключен в массивные бордюры. Все это, конечно, хорошо до тех пор, пока не началось круглосуточное движение потока грузового транспорта. Но мы немного о другом.

На сегодняшний день улица Промышленная, наверно, одна из самых старых в городе. Протяженность ее довольно-таки значительная: от предприятия Вторчермет, у которого в справочнике значится адрес Промышленная, 1, и до бытового комплекса Центрального рудоуправления.

Современная улица Промышленная состоит из нескольких частей, которые в свое время были улицами с другими названиями, а вот некоторых участков не было совсем. От перекрестка с улицей Садовой и до перекрестка с улицей Дзержинского – этот участок назывался улицей Ленина. А вот дальше, в сторону Южного рудника, улица называлась Осоавиахима и шла до поворота на фабрику №5. Это было в довоенный период и послевоенный. Следующий участок автодороги, от поворота на Пятую фабрику и до пересечения с путями на станцию Изумруд, построили уже во второй половине 50-х годов ХХ века.

Что интересного можно извлечь из этой информации?

Рассматривая старые фотографии, нетрудно заметить, что улица Ленина была вымощена булыжником. В довоенный период полотно дороги именовалось «мощеным» и по нему было запрещено движение гусеничной техники, а также перевозка больших грузов летом на санном прицепе.

И вот в августе 2018 года при проведении строительных работ улица Промышленная, на участке от улицы Ленинградской и до улицы Садовой, была перекопана в двух местах.

В центральной полосе нашей страны, где стоят древние города, при любых строительных работах, которые связаны с производством земляных работ, сразу вызывают археологов (очень наглядный пример – строительство моста в Крыму). В нашем относительно молодом городе, наверно, это излишне. Хотя известный уральский археолог С.Е. Чаиркин в своей статье сказал, что «…в Асбесте еще не ступала нога археолога». Но вот нога асбестовского краеведа успела побывать на земляных работах по улице Промышленной.

Какой интерес могут представлять раскопанные траншеи поперек проезжей части? В районе перекрестка улицы Ленинградской траншея неглубокая, наверно, меньше метра. Здесь, в асбоцементных трубах, поперек дороги проложены кабели связи. Это все нас не интересует, а вот стенки траншей представляют живой интерес.

Внимательно рассматриваем южную сторону. Она прокопана более аккуратно, и здесь стенка траншеи почти отвесная. Из стенки траншеи, на глубине примерно сорока сантиметров, торчат камни. Вот это и есть булыжная мостовая мощеной дороги.

Сверху можно рассмотреть слой щебенки и потом уже несколько слоев асфальта. Вот так в свое время при работах по реконструкции дороги строители засыпали брусчатку щебенкой и сверху уложили асфальт. Внимательно рассматриваем брусчатку. Камни небольшие, размер примерно двенадцать на пятнадцать сантиметров. Высота колеблется примерно в этих же величинах. Уложены в один ряд, плотно друг к другу. Под брусчаткой – слой крупнозернистого зеленого песка. Такой песок раньше шел в отходы от Ильинской фабрики, которая располагалась в районе современного завода ЖБИ. Точно таким же песком была отсыпана насыпь на завалочный бункер фабрики №5. Насыпь эта частично существует и по сей день. А вот ниже песчаной подушки, на которую потом уложили брусчатку, идет небольшой слой, сантиметров в десять-пятнадцать, желтой глинистой породы с мелкими камешками. Теперь такая порода называется дресва и ее активно используют садоводы. Еще ниже – мелкая щебенка вперемежку с песчаной черной породой.

Вот такая картина – полотно современной автодороги во временном разрезе – предстала нашему взору. Внимательно рассматривая слои почвы и земляной подготовки, приходится сделать заключение, что ничего нового пока не изобретено.

Наблюдая, как у вновь открываемых магазинов смуглолицые черноволосые ребята из бывших «братских республик» вручную – голыми руками – укладывают современную брусчатку и потом «пробивают» ее резиновыми молотками, можно повторить лозунг популярного в недавнем прошлом телеведущего Н. Фоменко: «…елы-палы, как мы отстали…»

Но переходим ко второй траншее, которая прорыта в районе коллективного сада «Зимогор». Здесь траншея намного глубже, и неудивительно: поперек дороги положено бетонное сооружение, которое называется новым модным словом «водоспуск». А попросту – труба квадратного сечения. Но на данном этапе нас это не интересует. Нас интересуют стенки траншеи. С одной стороны стенка осыпалась и слегка привалена свежей щебенкой. А вот с другой стороны траншеи все видно наглядно. Глубина траншеи здесь больше двух метров, и внизу виден насыпной грунт. И неудивительно: на этом участке раньше было болото, остатки которого и есть территория сада, а с другой стороны дороги, там, где расположены гаражи, хорошо просматривается низина. На картах 50-х годов прошлого века эта территория отмечена как болото Талицкое. И в стенке траншеи также видна каменная кладка, это поверхность мощенной булыжником дороги. Внизу можно рассмотреть зеленый песок под булыжником, и еще ниже небольшой слой желтой, вперемежку с мелкими камешками, глинистой породы.

На одном участке ковш современного экскаватора нарушил не только каменную кладку, но и сломал несколько камней брусчатки, на сколе хорошо виден фиолетовый оттенок камня. И сразу же вспоминаются слова наших старожилов, которые рассказывали, как после дождя промытая брусчатка отливала фиолетовым цветом.

Неоднократно сфотографировав торчащие из стенки траншеи остатки мощеной дороги, медленно отхожу и еще щелкаю фотоаппаратом. Чтобы вылезти из глубокой траншеи, руки должны быть свободными. Складываю фотоаппарат в футляр и пытаюсь вылезти. С первой попытки, как ни стыдно признаться, из ямы вылезти не могу. А, может, и к лучшему, среди песка, ниже булыжников, из которых выложена поверхность мощеной дороги, замечаю какой-то маленький темный, почти черный, продолговатый предмет. Конечно, пальцем расковыриваю песок, и предмет оказывается, скорее всего, монеткой. Он облеплен черным слежавшимся грунтом, сейчас рассматривать некогда, да и без очков все равно ничего не увижу. Монетку в карман – и поднимаюсь наверх.

Поднявшись наверх, оглядываю наваленные в беспорядке небольшие кучи грунта. Среди них лежит много камней такого же размера, как выложенная булыжником дорога. Это и есть остатки дороги. «А не набрать ли этих камней для нашего музея?», - такая мысль посетила меня у траншеи. Образцов, конечно, набрать надо, но вот только из самой траншеи. Потому что в одном месте идет такой ровный рядок камней, который образует почти прямую и плоскую поверхность дороги. Пришлось вновь спуститься в траншею, выковырять из борта булыжники, сложить в мешок, и с этим нелегким грузом вновь карабкаться вверх. Наверно, после выходных схожу с этими каменными образцами к геологам рудоуправления, и они, внимательно рассмотрев и классифицировав камни, назовут мне породы, из которых были изготовлены эти образцы.

Конечно, на перспективу у меня были планы приехать сюда в тот же день вечером, прихватив с собой кинокамеру, и пригласить известного краеведа нашего города В.Н. Рубцова. Но дозвониться в выходной до В.Н. Рубцова не удалось, а уже после обеда траншея у коллективных садов была завалена.

Дома, осторожно почистив черный слежавшийся предмет, увидел маленькую монетку. Очистив ее от грязи и отложений, а также оттерев окислы, увидел советскую копейку 1931 года. На одной стороне – цифра один и год, на второй стороне – герб Советского Союза и по кромке надпись: «Пролетарии всех стран соединяйтесь».

Найденную в песчаном слое, под булыжной мостовой, копеечную монетку можно, наверно, классифицировать как дату строительства мощеной дороги. Кто-то из работников выронил копеечную монетку. Недаром в те далекие времена была в ходу такая шутка: «плохо, что деньги делают круглыми, они сами из кармана выкатываются. Были бы квадратными, может быть, задержались бы…».

Маленький кружок желтого металла. Одна копейка некогда великой страны, которую строили наши деды и прадеды. Глядя на эту монетку, можно мысленно перенестись в 30-е годы ХХ века, когда строили эту дорогу, засыпали болото, укладывали булыжник и потом здесь на телегах возили грузы. А можно перенестись и в 50-е годы, когда на этой улице уложили асфальт. Вспомнить рассказы старожилов, как они молодые возвращались из парка по деревянным тротуарам. А вот здесь, где сейчас проходит тротуар мимо сада, уложена труба, а в те далекие времена здесь был деревянный мостик, и молодежь останавливалась и качалась на досках.

Как давно это было…

Сменилось название улицы, название страны, какой-то там политической модели, а тут остались камни из булыжной мостовой да маленькая копеечная монетка, вот, наверно, и все, что может напомнить нам о тех великих временах.

А для нас, жителей города, потомков тех славных строителей, осталась дорога, по которой уже через месяц непрерывной вереницей пойдут большегрузные автомашины. И водители, сидящие за рулем, наверняка, жители других городов, да и наше молодое поколение, даже не узнают, что под несколькими слоями асфальта лежит крепкий слой мощеной брусчатки, сделанный руками наших предшествующих поколений.

Жизнь продолжается…

Александр Копырин

Просмотров: 72 | Добавил: olya_korr | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Погода
Рефтинский

Поиск



   Тевиком-Асбест
Copyright© 2011-2018 Все права зарегистрированы.
 Полное или частичное использование материалов сайта только с разрешения редакции.
Используются технологии uCoz