24.08.2019, 13:52




 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Вход | Выход

Меню

АРХИВ

Статистика

Главная » 2017 » Апрель » 13 » Быстрее, выше, виртуознее
14:05
Быстрее, выше, виртуознее

Быстрее, выше, виртуознее

Хотите узнать, как собрать модель самолета за несколько дней, где найти самые необычные материалы для сборки моделей вертолетов, или может получить практические навыки по пилотированию авиамодели? Ответы на эти вопросы знает наш земляк - Олег Чурбаков. В своем интервью он удивляет и рассказывает об авиамоделизме, о Федерации Авиамоделизма, а также делится впечатлениями об участии в фестивалях и показательных выступлениях.

- Расскажите о себе.

О.Ч.: Я родился в Челябинске, но еще в детстве меня перевезли в поселок Рефтинский. Окончил 15-ую школу, сейчас работаю на Рефтинской ГРЭС. У нас с женой Ольгой двое детей: старшему – Дмитрию 17 лет, а младшему – Ярославу скоро исполнится 13 лет.

- Почему Вы увлеклись этим техническим видом спорта? Кто-то привил интерес? И почему именно самолеты и вертолеты, а не роботы и автомобили?

О.Ч.: В детстве я занимался в авиамодельном кружке, потом у меня настал период армии и учебы, поэтому интерес к авиамоделированию отошёл на второй план. Как-то копаясь в необъятных просторах интернета, случайно наткнулся на статью об авиамоделизме: оказалось, что технологии в этой сфере шагнули далеко вперед. За рубежом уже давно существует целая индустрия, предлагающая великое разнообразие товаров для хобби, а наличие доступа в интернет стёрло границы и сократило расстояния. Так, мое детское увлечение получило своё новое развитие.

Почему именно самолеты, а не автомобили? Потому что трехмерное пространство интереснее. Почему не роботы? Потому что самому интереснее управлять. Роботы предполагают искусственный интеллект. Робот – это заложенная человеком программа, а я не программист, не робототехник.

- Это исключительно «мужской» спорт или здесь присутствует и женщины? Есть ли какие-то ограничения по возрасту?

О.Ч.: Во-первых, тем, что я занимаюсь, это, скорее, не спорт, а хобби. Конечно, мы проводим свои внутренние соревнования, но в них нет классов, разрядов и прочего, поэтому это просто для соревнования для удовольствия.

Что касается возраста, то никаких ограничений нет. Самому взрослому авиамоделисту, которого я встречал – 83 года. Он начал заниматься конструированием в 72 года, то есть уже десять лет находится в авиамоделизме. Как видите, возраст не помеха. Нижней планки вообще нет, наоборот, чем раньше возьмешь в руки пульт управления, тем легче будет дальше. Молодым конструирование легче дается.

Женщины? А почему бы нет? Если посмотреть форумы, то можно встретить много женщин - авиаконструкторов. Женщины в этом спорте есть: участвуют, летают. Также есть женщины, которые не принимают участия, но активно поддерживают, например, жены и подруги. Видел, что и семьями выбираются на такие мероприятия.

К сожалению, в Рефтинском сейчас только я один. Раньше у нас был авиамодельный кружок, и в нём занималось немало человек, но сейчас эти люди уже отошли от авиамоделизма. В свое время они конструировали не только для себя, но и принимали участие в конкурсах, брали призовые месте.

- Какие модели существуют, и какие собираете Вы?

О.Ч.: Существует, на сегодняшний день, просто величайшее множество спортивных и неспортивных классов. Во-первых, это планеры. От простейших свободнолетающих без возможности управления человеком, до сложнейших высокотехнологичных аппаратов, сочетающих в себе сгусток новейших технологий композитных материалов. Способы набора высоты различные: есть с мотором, но с ограниченным временем работы, т.е. двигатель работает только какое-то определенное время и отключается, после чего «пилот», который, скажем так, управляет им, пытается поймать восходящие потоки воздуха. Есть планеры метательного типа, которые запускаются от руки спортсмена, забрасывающего силой за крыло свой самолет. На состязаниях по таким моделям все находятся в равных условиях, т.е, кто продержится дольше в воздухе, тот и выйдет победителем.

Дальше – моторные самолеты. На рынке появились аккумуляторы просто с фантастическими характеристиками. Если совсем в недалеком прошлом батарейки и аккумуляторы не существовали с должной токоотдачей, то сейчас модель самолёта с электрической мотоустановкой не только не уступает модели с двигателем внутреннего сгорания, но иногда и значительно превосходит ее.

У самолетов тоже есть подклассы. Есть модели-копии, которые детально повторяют своего большого брата. Есть пилотажные модели: по форме это самолет, имеющий симметричную форму, и потому он одинаково хорошо летит в прямом и обратном полёте (на спине). ПЕРЕФРАЗ. Это специальные модели для выполнения спортивного комплекса фигур, по которым проводятся соревнования. На таких соревнованиях очень жесткие рамки по весу, по размеру, строжайший регламент, как в «Формуле-1». Это спортивные классы.

А есть хоббийные классы, которыми я и занимаюсь – это самолеты, на которых можно участвовать в тех или иных соревнованиях, но исключительно с развлекательной целью. На таких самолетах участие в соревнованиях и фестивалях является удовольствием.

- А где берут схемы, если задумали моделировать копии? В интернете они разве есть в открытом доступе?

О.Ч.: Для создания конкурентной на высоком уровне копии, человек должен сделать выбор прототипа. А выбор модели – не самый легкий процесс для тех, кто решил сделать копию. Для детальной копии нужно тщательное знакомство с настоящим образцом. Проще всего найти образец в музеях. Самыми большими ценителями авиации считаются итальянцы, французы и американцы. У них большое количество музеев, куда можно спокойно прийти с фотоаппаратом, а для более подробного рассмотрения (например, проверить из какого материала сделана та или иная деталь), нужно предварительно договориться с хозяином музея на более подробную экскурсию. Вот таким образом и создаются модели-копии.

Если нет возможности посетить заграничный музей, то всегда можно обратиться в Интернет. Есть большое количество сайтов, посвященных точному описанию самолета, по крупицам собранные технические характеристики (вплоть до какой формы шляпка у заклёпки). Можно начать свою точную копию строить и без ознакомления с «большим братом».

Сейчас в современных технологиях используются 3D сканеры, станки ЧПУ, для создания хорошей модели-копии без всего этого просто не обойтись. Набор современных технологий – это работа с композитным материалом (кевлавр, пластик, карбон), вакуумное формование, технологии литья металлических деталей с последующей станочной обработкой. Копии, на сегодняшний день, –  это самый дорогостоящий класс и самый сложный. Есть даже вертолеты-копии, но пока этот класс слабо развит, потому как предполагает большие затраты на покупку и эксплуатацию.. Соревнования по моделям-копиям вертолетов почти не проводятся. Хотя есть интересные различные вариации, современные модели могут летать даже с развернутыми вверх шасси. Разумеется, такая пилотажная система оснащена всевозможными стабилизаторами, без которых сейчас немыслимо просто поднять модель в воздух в трехмерном пространстве. И, хочу заранее предупредить, что стабилизатор не рулит за человека, а только ассистирует, человек управляет самостоятельно. Естественно, что есть автопилоты в большом количестве, но рулит человек.

Большой класс авиамоделей экспериментальных, фигурных. Своими глазами видел летающую газонокосилку и Бабу-Ягу в ступе. Но это уже из разряда «конструкторы развлекаются».

- Вы моделируете самолеты и вертолеты. Насколько это сложный процесс? Сколько Вам требуется времени на создание одной такой модели? Вы это делаете один или  в команде?

О.Ч.: Обычно строительством моделей занимаются те, кто создают копии, потому что все-таки это труд коллективный (требует больших временных и денежных затрат), поскольку копии строятся с нуля, своими руками. Хоббийные же модели обычно покупаются за границей. В основном это интернет-магазины Америки, Германии, Австрии. Направление авиамоделизм как хобби очень развито именно в этих странах. Там в магазинах уже готовые самолеты стоят дешевле, чем, если бы я сам делал сборку. И даже модель не самого высокого уровня занимает много времени, плюс нужны те же станки ЧПУ, 3D-принтеры, которые доступны не каждому. Стройматериалы придется закупать за границей. Поэтому дешевле (и по средствам, и по времени) купить уже готовый комплект для сборки.

Самолет приходит в полуразобранном состоянии: крылья – отдельно, фюзеляж – отдельно, хвост – отдельно. Это связанно с тем, что даже разобранный самолет будет размером полтора метра, коробка получится необъятных размеров, которую ни через почту, ни через таможню просто не пропустят. Вот почему детали для самолета лежат отдельно в коробке. Пару-тройку вечерков приходится потратить на склейку и сборку самолета, что-то прикрутить, припаять и т.д.

Поскольку я пилот выходного дня, команды у меня нет, но есть клуб единомышленников. Временами мы собираемся, обмениваемся мыслями, идеями, новостями, но вместе не строим.

- Можете ли сказать, сколько моделей сконструировали за свою жизнь?

О.Ч.: На самом деле, количество само по себе неинтересно, и я решил перейти на качество, поэтому, на сегодняшний день, это один пенопластовый, как я его называю – жвачка для рук. Его можно позапускать на стадионе, он легко взлетает, большой площади для пилотирования ему не надо, при падении повреждения минимальны, потому как сделан из материала, аналогичному пенопласту, но более эластичного. И второй самолет, размером полтора метра, – пилотажный, в данный момент лежит на полке, немного поломанный. Когда я его уронил в последний раз, то повредил ПЕРЕФРАЗ. Он уже для более серьезного пилотирования, ему нужно больше места, подготовленная площадка. Летом необходим выезд в поле, зимой – на Рефтинское водохранилище.

- Расскажите о своем участии в фестивалях, конкурсах.

О.Ч.: На соревнованиях я участвовал в школе, ездил на областные соревнования. А сейчас уже не бываю, стало неинтересно.

А вот фестиваль проходит дважды в год в Екатеринбурге, точнее за городом, там у нас есть специальная площадка (станция Сысерть, на совхозном поле). Фестиваль построен исключительно на энтузиазме участников, мы за это денег не получаем, собираемся ради удовольствия. Иногда, в течение года, нас приглашают на мероприятия: день поселка или города, например, поучаствовать, полетать. Несколько раз приглашали поучаствовать в открытии крупных торговых центров. Вот с них мы стараемся брать плату, чтобы потом эти деньги вложить в наш фестиваль, ведь приходится делать немалые затраты: покос травы для лётной площадки, обустройство парковочной зоны, работа ди-джея, оплата судейского корпуса. Также мы стараемся приглашать палатки с газировкой и сладкой ватой, обеспечиваем электропитанием, мобильным генератором, хорошими концертными колонками, аренду оборудования оплачиваем. Поэтому, все, что зарабатываем командой, кладем в общий банк, для проведения своих фестивалей на достойном уровне. Коммерческой составляющей с нашей стороны нет.

- Много ли приходится тренироваться перед выступлениями?

О.Ч.: Получается так, что тренировка идет в процессе, мы дома обычно много тренируемся. Не специально, конечно, мы просто этим занимаемся, проводим время за своим хобби. Желательно руки разминать, потому что месяц бездействия, и навыки частично утрачиваются. А это грозит последствиями: можно модель разбить.

- Что Вас еще привлекает кроме авиамоделирования?

О.Ч.: Интересов очень много, на самом деле. Но, наверное, выделю музыку. Хорошую, качественную музыку. Направление любое, я люблю слушать качественную музыку.

Авиамоделисты создают мини-самолеты, вертолеты, планеры – все летательные аппараты, которые только существуют. Эти модели взлетают и парят в воздухе. Вкладывают в свои творения авиамоделисты не только знания и таланты, но и душу. Когда слышишь от них фразы «мы летаем» – начинаешь понимать, что без души здесь тоже не обошлось.

Полина Баитова

Просмотров: 310 | Добавил: olya_korr | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Погода
Рефтинский

Поиск



   Тевиком-Асбест
Copyright© 2011-2018 Все права зарегистрированы.
 Полное или частичное использование материалов сайта только с разрешения редакции.
Используются технологии uCoz