12.11.2019, 18:40




 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Вход | Выход

Меню

АРХИВ

Статистика

Главная » 2019 » Ноябрь » 1 » Тактика и стратегия Математика
12:33
Тактика и стратегия Математика

Тактика и стратегия Математика

С таким решительным заглавием завершим «Поэму о Математике» в 17 школе. При тщательном рассмотрении темы делаем выводы, что пятая часть повествования, обещанная читателю, останется согласованной со вступлением к ней. Вспомним из первой части: «Математика – точная наука, царица наук… свою поэму о школьных математиках – учительницах попробуем изложить на «5». Удачное совпадение: «5» - отличная школьная отметка и о 5-ти любимых учительницах в 5-ти частях поэмы из фактов сочиним историю научно-методического объединения 17 школы. По мере очерёдности встреч создадим каждую следующую часть…».

Но провидение водит не только нашей рукой, но и мыслями. Определив исследовать тему «физики = лирики», и взяв в эпиграф одной из частей слова самого А.С. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии», «закольцуемся» в 5-й части на математике – даме элегантной, привлекательной и не закрывающей другие школьные науки.

Судьба школьного учителя нашей героиней воспринимается как ответственная работа. Учитель отвечает за воспитание, образование, за отношение к школе учеников, родителей, всего сообщества. Со студенческих, даже со своих школьных лет твёрдо понимала эту истину уважаемая в Рефтинском Анохина Наталия Евгеньевна. Её уверенность, элегантное спокойствие, разумные выступления в роли «социального министра» в городском округе внушают доверие и возможность выполнения поставленных задач.  Невольно сравниваем с региональным министром культуры Светланой Николаевной Учайкиной, которая считает, что всё проходит не только через разум, но и через сердце (см. «Областную газету» от 20.09.19.) «Гармония отношений – это немаловажно», - редкими в наше время словами хочется обозначить фигуру «человека–функции». За то, наверное, и уважают и любят заведующие библиотек, детсадов, школ Наталию Евгеньевну. Бывая в учреждениях по обязанностям не «включала металл» в голосе, что значит «я сказала – ты делай», а предпочитала «сесть, обсудить и разрешить проблему вместе».

Не вспоминается ни одного случая, когда бы завуч в 17 школе Анохина Н.Е. повысила голос. Учитель математики на обычном уроке, в выступлениях на методсоветах, на родительских собраниях выбирала всегда тактику доказательного объяснения. Изначально обсуждались вопросы единых требований к преподаванию и воспитанию с классными руководителями в параллелях классов, где работала. Автору строк из совместной работы в классе коррекции вспоминается открытый урок у Наталии Евгеньевны, где показана индивидуальная работа с учениками при помощи учителя в решении задачи каждому ученику в его тетради. Присутствующие пол-урока наблюдали согнутую спину преподавателя и записи её ручкой в их тетрадях, хотя на доске было уже объяснена последовательность решения. Такова стратегия и тактика индивидуальной работы. Да, положено много сил, и физических, зато дети знали, как решить подобную задачу при выполнении домашнего задания. Видимо, тогда на одном из стендов по результатам педсовета у фотографии обозначено: «Охотно делилась своими знаниями спокойная и терпеливая Анохина Наталия  Евгеньевна» На вопрос: «Что примечательного, памятного в работе с учениками, коллегами было в 17 школе?» - учительница ответила:

- Все было не просто. Работа школы в две смены, классы большие, свои девчонки маленькие, садика нет, надо ехать на курсы повышения квалификации, муж постоянно в рейсах. Но рядом были опытные коллеги. Роза Ивановна Ботанина учила не только педагогическому мастерству, но и жизни; Валентина Сергеевна Иванова делилась опытом математика, поддержала на курсах повышения квалификации. Был необходим контакт с классом, который по сценарию должен стать родным. Училась у Людмилы Александровны Колясниковой, Людмилы Александровны Потаповой. Людмила Петровна Кашина всегда требовала детального анализа того или иного события (самоанализ классного часа, самоанализ урока). Традиционные предметные недели, заседания методических объединений (школьных и межшкольных) помогали совершенствовать методическую составляющую. В те времена очень строгие требования предъявлялись к оформлению, к пояснению решений. Мы как ученики решали, обсуждали, спорили, доказывали. И в этих рассуждениях рождалась истина. Как-то я решила, что будет очень удобно работать в одной параллели, подготовки-то меньше. Не тут-то было, к третьему уроку я уже не понимала «И что тут сложного?». Опыт был завершен.

Предваряем вопросом следующий эпизод из жизни в 17–й школе:

- Но есть и счастливые моменты общения со школьниками, собственными детьми?

- Я очень благодарна своим первым ученикам, ведь это они помогали мне пройти путь становления. Возрастная разница с ними была всего 12 лет. Срывая уроки, доводя до слез, объявляя бойкот, - закаляли меня. Вместе с ними росли мои девчонки: на уроках Юля угощала мальчишек конфетами, а Оля засыпала на последней парте, а ребята не отвлекались, не шумели, а после уроков вели домой. Однажды мы решили сделать самостоятельно ремонт в кабинете, который нам выделили, а сами не умеем ничего…Татьяна Андреевна Семенова, поняв наше желание и оценив возможности, решила дать отремонтированную классную комнату.  Как мы радовались! 

Всегда ходила на родительские собрания в классы, где вела математику. Проводила мини-уроки для родителей. В памяти ответственное отношение родителей к выполнению домашнего задания, но и непонимание: почему нельзя решать так, как это умеют они? Так же просто и понятно!

- Какие методы и педагогические приёмы удалось воплотить в жизнь в годы работы в 17 школе?

- В те времена мы широко применяли методы дифференцированного подхода, наглядности, групповой работы, межпредметные связи. «Как же наглядно изучать математику?» - думала я. Интересные идеи подсказала мне Александра Валентиновна Воробьева, посещая уроки.

- Что Вы считаете важным в судьбе педагога?

- Что такое судьба я не очень понимаю. А вот в работе учителя важным считаю уважительное отношение к ученикам, родителям. Дети они очень чувствуют фальш, пренебрежение, высокомерие и не прощают этого. Если ученики не хотели уходить после урока, а находили повод задержаться, то для меня это было важно. Сегодня приятно, когда бывшие ученики, узнавая, здороваются, рассказывают о своих делах, если проходят мимо и делают вид, что не узнали – долго думаю: почему так?

- К фразе «дети - технари и гуманитарии» я отношусь…

- Так и есть, - способности разные. В свое время мы решили поделить классы по способностям. Думаю, до сих пор не всеми (как учениками, так и родителями) правильно поняты.

 Искренность, открытость ответов поражает. Видимо, этот дар публичного человека: уметь на прямые вопросы отвечать честно, без будущей корректировки для статьи, для выступления перед аудиторией, перед слушателем, перед зрителем. Образно рисуется картинка элегантно одетой женщины, поднимающейся на сцену к микрофону в рефтинском ЦКиИ. Мягкая улыбка на лице, от причёски до кончиков ногтей продумано и целостно с костюмом, платьем воспринимается необходимость сказанного Наталией Евгеньевной. Природный вкус никогда не вычитаешь в учебниках «Этики», «Эстетики», «Культуры речи и общения» Он либо есть, либо его нет!   Конечно, желание быть тем, кем ты хочешь надо нарабатывать. Упорство в труде, а не упрямство приводит к цели.

На вопрос: «Почему Вы стали педагогом, учителем математики?», -  Наталия Евгеньевна ответила воспоминаниями:

- С детства хотела быть учителем. Любила точные науки. Родители очень хотели, чтобы я поступила в медицинское училище после 9 класса. Я была категорически против, но они настояли. Помню: на первом вступительном экзамене по математике мне попался вопрос «Квадратные уравнения». Я, с оценкой «5» по алгебре в аттестате, решила - для спасения себя самой от медучилища, завалить экзамен. Мой ответ на вопросы преподавателей был коротким: «Не знаю». Члены комиссии поверить не могли, так бывает! Цель была достигнута. Продолжила учебу в средней школе, успешно ее закончила.  

- Где и когда получили образование? Что интересного в студенческой жизни?

- В 1977 году поступила в Бельцкий государственный педагогический институт им. А. Руссо (Республика Молдова), который закончила в 1982 году в звании «Учитель общетехнических дисциплин и физики». Вся студенческая жизнь как миг. Всё, наверное, как у всех: стройотряд, пионерская практика, демонстрации, свадьбы и рождение детей однокурсников, педагогическая практика…

- Как и когда Вы оказались в 17 школе Рефтинского?

- В Рефтинском у меня жила и живет старшая сестра. Она мою семью и мотивировала на переезд сюда. В 1985 году в августе мы приехали в Рефтинский. Старшей дочери было почти три годика, а младшей почти год. В школах в моих услугах учителя не нуждались: в 15-й было короткое «Нет, не надо»; в 17-й – Юрий Иванович Семенов и Иван Иванович Миронов расспросили, что я умею, кроме уроков (петь, танцевать, вязать) и распрощались, даже не взяв мои координаты. У меня появилась идея поработать в детском саду, но категорически против была сестра и не было места в садике для младшенькой. Как было тяжело 1 сентября, когда все шли в школу, а я дома… А в декабре уже   разыскивали меня. Наталья Петровна Сморчкова ушла в декретный отпуск – требовался учитель математики и классный руководитель. Фактически с конца декабря 1985 года, а официально со 2 января 1986 года началась трудовая деятельность в школе №17. 

Перед нами послужной список Анохиной Н.Е.

1982-1985гг. - Михайловская восьмилетняя школа, учитель физики,     математики (Украина);

1986-1997гг. - школа №17, учитель математики, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

1997-2002гг. - директор вечерней школы;

2002-2005гг. - ведущий специалист по вопросам образования;

2005-2010гг. - начальник Управления образования;

2010-2017гг. - заместитель главы ГО Рефтинский.

За строками годы достойного труда, годы жизни, которые не перепишешь, не обозначишь только словами Тактика и Стратегия, взятыми в заглавие статьи, в завершающую часть Поэмы о Математике в 17 школе. Наталия Евгеньевна при любой возможности произносит:

«Всё и всех помню! Уважаемые коллеги! Пусть жизнь Вас радует теплыми улыбками, радостными праздниками в кругу дорогих людей, крепкого здоровья, счастья и добра Вам!»  

Вот и поверь после этого, что женской дружбы не бывает… «А я согласна» А, может быть, за трудовыми буднями по сегодняшний день не заметила, не заостряла на этом факте внимание!? Ведь пишет в результате в WhatsApp (вацаппе) после 2-х месячной переписки: «Спасибо, что побудили к воспоминаниям!», обмениваемся «открытками» со словами:

«А жизнь – она и есть тот самый клад,

Что ищем мы, глупцы, неутомимо,

Ведь каждый вздох, и каждый миг,

И каждый взгляд так восхитительно неповторимы…»

Или:

«Я хочу пожелать вам

 маленьких радостей.

Чашку ароматного кофе,

 сваренного не вами…

Неожиданного телефонного звонка

  от старого, доброго друга…

Зелёных светофоров по дороге

 на работу или за покупками…

Желаю вам приятных мелочей,

 от которых радуется душа!» -

После всех доверительных слов, не только в моей почте, хочется от лица множества Ваших подписчиков сказать Вам, Наталия Евгеньевна: «Спасибо за дружбу!» Тем более, что Вы сами признаёте, что «в команде можно достигнуть…»

-  Что удалось сделать для образования на руководящей должности?

- Самым важным достижением команды, с которой мы работали, считаю, сохранение и развитие городской системы образования. Это только со стороны легко рассуждать, а проживать все изменения, адаптировать их в те условия, которые существуют – дело не простое. Но мы достойно это делали.  

Благодарю Наталию Евгеньевну за ответы, надеюсь на дальнейшее сотрудничество в области культуры ГО Рефтинский!

Завершать пятую часть «Поэмы о Математике» придётся определением бесконечности в языковых словарях:

Бесконечность — категория человеческого мышления, используемая для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов и явлений, для которых невозможно указание границ или количественной меры.

Ах! А перед нами бесконечное пространство, как сама педагогика, которой можно посвятить всю жизнь! А нам пора переключиться и на другие школьные науки! Следующие стечения обстоятельств должны нас выводить к историям педагогов – предметников разных наук в школе №17. Отзывайтесь русоведу – литератору Воробьёвой Лидии Борисовне.

 

С уважением, Воробьёва Л.Б. 

 

Просмотров: 34 | Добавил: leratevicom | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Погода
Рефтинский

Поиск



   Тевиком-Асбест
Copyright© 2011-2018 Все права зарегистрированы.
 Полное или частичное использование материалов сайта только с разрешения редакции.
Используются технологии uCoz