28.05.2020, 22:09




 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Вход | Выход

Меню

АРХИВ

Статистика

Главная » 2013 » Март » 13 » Где мои родники?
23:13
Где мои родники?
Я не просто живу, я, подобно реке,
Начинаюсь в таинственном далеке.
Но, всему вопреки, вьется ниточка кровная.
Где ж мои родники? Отвечай, родословная!


Эти  строки поэта В. Шефнера стали эпиграфом  к докладу Бояровой Л.В., сделанному  ей на очередной конференции Историко-родословного общества в посёлке Рефтинском. Но эти же  стихи можно считать девизом и всего форума, да и историко-краеведческого движения в целом.
Лидия Витальевна привезла свой доклад из далёкого села Байкалово. Её рассказ –   о деде, Икрине Василии Кирилловиче, без вести пропавшем на фронте  в октябре 1941 г и о розыске сведений о нём. Путь её поиска обычен для родоведа – от изучения домашних документов и исследования профильных сайтов, запросов в различные организации к работе с первичными документами в специальных архивах.
На этом пути её поджидали неожиданности. Оказалось, например, что красноармеец Икрин, по документам денежного довольствия, был жив в конце ноября 1941 г. И внучка, через 70 лет после гибели деда увидела его собственноручную подпись на почерневших от времени бумагах. По другим данным, солдат пропал без вести в марте 1942 г. Поиск ещё продолжается.
Доклад Бояровой называется «От поисков личности – к созданию общества». Исследование ввело её в круг единомышленников. И естественным образом сформировалось Байкаловское отделение УИРО, которое и возглавляет Л.В. Боярова.
Представлен был на конференции доклад и ещё одного представителя рода Икриных – Николая  Гавриловича, председателя Режевского отделения УИРО. Икрины с XVII века  проживали в д. Исакова, ныне  Байкаловского района. Сейчас создана роспись этого рода на 15 поколений, состоящая из 745 прямых родственников, а общее число – около 1000 человек. Первый в росписи – Демид Икрин, родившийся около 1630 г.
Есть в докладе и интересные подробности о представителях этого семейства. Например, Лука Фёдорович Икрин получил в 1913 г. на выставке лошадей в с.Байкалово бронзовую медаль  за гнедого жеребца. В 1917 году Икрин Николай Яковлевич служил на Балтийском флоте и был заряжающим левого орудия крейсера «Аврора».
Интересная цитата из работы: «В мае 1924 года жители деревни Исакова по призыву молодой Республики Советов участвовали в оказании помощи голодающим рабочим Германии. 9 семей  Икриных отдали от 2 до 12 фунтов зерна, а Ефим Епифанович и Иван Авдеевич Икрины внесли по 75 и 50 рублей в фонд помощи голодающим рабочим Германии».
В 30-е годы волна коллективизации разметала Икриных из родной деревеньки Исакова по всему Уралу. Катком прошла по роду и Отечественная война. Много погибших, пропавших без вести. За свой ратный труд на полях сражений были награждены различными наградами более двадцати Икриных – защитников Отечества. Николай Гаврилович нашёл сведения о  награждении своего отца, Икрина Гаврила Ефимовича, орденом «Красной Звезды», который не был вручен воину по причине его смерти.
«Война, что ты подлая сделала» - вот лейтмотив выступления Эдуарда Леонидовича Соколова, уроженца с. Покровское, ныне проживающего в г. Артёмовском. Таких, как он, называют иногда «детьми войны». Это неправильно. Не война их родила. Война оставила их без отцов – красивых, работящих, талантливых, любящих.
Эдуард Леонидович родился через три месяца после начала войны. А ещё через месяц отца призвали в армию. С войны он не вернулся. Остались вырезки из газет, полные любви письма, наградные листы, похоронка…
«Тов. Соколов в боях за Социалистическую Родину проявил себя преданным командиром  Красной Армии.  23 Июля 1944 при наступлении на населённый пункт  Местечко Перемышляны Львовской области в составе взвода отразил 5 контратак  противника, уничтожил 123 немецких солдат и офицеров,  тов.  Соколов, увидев тяжёлую обстановку, взял лично сам ст. пулемёт  и в упор расстреливал противника и к концу боя, при отражении последней атаки противника погиб смертью храбрых!».
Тема войны присутствует и в докладе В.И.Бугаенко о нашем земляке - Лоскутникове Анатолии Фёдоровиче – первом директоре средней школы № 15. В 15 лет ему пришлось принять должность машиниста дизельной электростанции, обеспечивающей энергией важное производство. Взрослые ушли на фронт. А в конце 1942 г был призван в армию и он.
«До июля 1943 года служил в 75-ой Бахмутовской гвардейской дивизии стрелком  танка. Участвовал в боях на Орловско-Курской дуге. А что там было, всем известно. Да и не любил он об этом рассказывать. Попал в окружение. Выходили болотами. В ноябре 1943-го в боях с немцами при защите Родины был тяжело ранен, горел в танке, получил контузию».
После лечения – демобилизация по состоянию здоровья, учёба и почти  пятьдесят лет учительства. В 1966 г он поступает учителем истории в школу № 6, которая базировалась в п. Окунёво, а одна из её площадок (места не хватало) размещалась в бараке посёлка первостроителей «Опушка».
В начале весны Анатолий Фёдорович был назначен директором  строящейся школы. «Школу нужно было построить быстро. Дорога только прокладывалась, и детям трудно было ездить на опушку леса, автобусы не ходили. Дети ездили в школу на любом виде транспорта и даже на водовозке.
Анатолию Фёдоровичу  приходилось следить за строительством школы, ездить за оборудованием. Школу выстроили за полгода и завезли всё необходимое. Кем только нам не приходилось быть? И грузчиками, и малярами, и дворниками и уборщицами. Коллектив школы только формировался, не было ни секретаря, ни завуча. Ему приходилось работать круглосуточно. И так все годы, пока был жив».
31 год жизни А.Ф.Лоскутников отдал школе № 15 – работал  учителем  истории и трудового обучения, будучи на пенсии - рабочим по ремонту оборудования. Скромный, трудолюбивый человек, любимый учениками. Вечная ему память!
Автаев А.В.,главный библиограф Свердловской областной детской библиотеки, выступил с докладом «Автаевы в Асбесте». При этом он представил и результаты исследования о происхождении этой фамилии. Оказалось, что истоки её в лексиконе народности эрзя, которую сегодня относят к мордовскому этносу.
Родоначальник асбестовской ветви рода Автаевых, Иван Игнатьевич Автаев, родился 7 июня 1902 г. в с. Новая Малыкла Новомалыклинской волости Ставропольского уезда Самарской губернии в семье эрзянского крестьянина Игнатия Ефимова Автаева.
Далее автор повествует о биографиях Автаевых – жителях города горного льна, честно трудившихся и достойно воевавших в годы войны за нашу общую Родину.
Исследование истории своей семьи это интересное, полезное и благородное дело. Видимо это поняла совсем юная участница конференции - Тутаева Валентина ученица 3 класса  лицея № 9 г. Асбеста. Её прадеды Тутаев А.С., Шишков И.Е., Рысьев А.А. – участники Отечественной войны. Прабабушки, дедушки, бабушки и родители – честные труженики.
«Изучив фотографии, документы, расспросив своих родных», - пишет третьеклассница Валентина,- «я открыла для себя новые страницы жизни моих прадедов». Составленное ей генеалогическое древо пока  совсем не ветвистое. Но – у неё вся жизнь впереди.
Открытия можно сделать не выходя из дома! Автор доклада «Камушки от бабушки» Дмитрий Павшинкин, ученик 10-го класса школы № 15, узнал много любопытного, изучая трудовую книжку прабабушки Степаниды Михайловны. В 1933г. она была премирована… блузкой, а в 1935г. - ботинками.
Через десятилетия нас настигает дух того времени и названиями наград прабабушки: «Ударник Сталинского призыва», «Отличник социалистического соревнования». Совсем не скучной оказывается биография  Диминой бабушки – Дины Ларионовны, - геолога, работавшего на Дальнем Востоке и здесь, в Асбесте.
Любое завершённое исследование это начало следующего. В своей работе Дмитрий приводит фотографию прадеда, бесследно исчезнувшего в 1937 г. «Никогда в семье не говорили о нём, только бережно хранили фотографию. Боялись, может быть.  Такое было время.  Может я смогу найти ответ». Конечно, сможешь. Это удалось многим.
Панова Л.М., член УИРО и Рефтинского объединения родоведов и краеведов,  поделилась сведениями о своем  селе, о начале поиска истоков своего рода. Её доклад называется «Любовь моя Михалёво».
Автор этих строк представил доклад «Рефтинские золотые прииски». Тема громоздкая - добыча золота в бассейне реки Рефт производится без малого 200 лет (с 1820 г по сей день). В лучшие времена (1890-е гг) здесь намывалось пудов по 15 в год, т.е. до 5 % общей добычи по Пермской губернии. Недаром Ефрон и Брокгауз, в своей энциклопедии, среди «прочих» рек Урала не забывают наравне с Березовкой назвать и «Ревт», как водную артерию золотоносного района.
Открытия подстерегают внимательного исследователя этой темы повсюду. Например, изучая повесть одной писательницы-эмигрантки (умершей в США в 1972 г), обнаружил описание одного из рефтинских приисков. Оказывается, той довелось побывать на промысле в начале века. Мы же были на заброшенном прииске два года тому назад и осматривали сохранившиеся фундаменты т.н. «барского дома», где, как оказалось, когда-то гостила будущая писательница.
А член Рефтинского объединения родоведов и краеведов Копырин А.Л. (лауреат медали им. Чупина) поделился воспоминаниями американского инженера Арнольда Ракайзера. В 1929 г тот  был приглашён на строительство асбофабрики № 2 в качестве консультанта и, возвратившись на родину, написал книгу о пребывании в России, в т.ч. о быте жителей асбестовых приисков. Большая часть отзывов американца – о питании жителей, медицинском обслуживании, состоянии товарного рынка,  - в превосходной степени. Отдельные главы посвящены пельменям, бане и охоте.
Патрушев С.А. , председатель Сысертского окружного историко-краеведческого общества имени А.Ф. Турчанинова, куратор молодежного отделения Общества Уральских Краеведов (УОЛЕ), представил доклад о горнозаводской культуре, сформировавшейся на Урале за несколько веков.
Что формировало своеобразие горнозаводской культуры? «Это и монетное дело, строительство мостов и железных дорог,  гидросистем, пароходов и паровозов, дирижаблей и воздушных шаров, художественная обработка камня и дерева, кожи и стекла,  разбивка парков  и  создание зимних садов  при  уральских заводах  и  мн. др.,  чем жил, что защищал  и чем гордился человек на Урале долгие годы», - пишет автор.
«Город-крепость – завод принципиально отличался от аграрной России и представлял собой единый комплекс: завод с плотиной, церковь и т.д.».
Как сохранить эту культуру в будущих поколениях? Через специальные образовательные программы в учебных заведениях, считает докладчик.
О культуре говорил и Михаил Александрович Пальгунов, директор просветительского центра, помощник настоятеля храма иконы Божьей Матери «Державная» (п. Рефтинский). «Семья   как первичное лоно человеческой культуры», название его доклада.
Основная мысль автора сосредоточена в высказывании о семье  последней Российской императрицы Александры Фёдоровны «Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому».
Как закрепить эти нормы в человеческом сознании? «Основные духовно-нравственные понятия необходимо отразить в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера. Основная задача нравственного воспитания  - воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло, и чтобы можно было, с помощью молитвы и доброделания, зажечь в нем огонь Божественной любви», - считает автор.
С мнением церковнослужителя перекликается и доклад лидера рефтинских краеведов Н.А.Бархатовой. Она посвятила свою работу памяти родителей и назвала её«Формирование населения села Бичурского Ирбитского уезда с конца XVII до начала XXI вв.». Весь обозначенный период жизни уральского села изучен Ниной Алесеевной вдоль и поперек. Она составила роспись не только своего рода, но и большинства родов односельчан, а также статистику поселения: сколько человек жило, сколько земли пахали...
«На протяжении всей жизни мои родители горевали, плакали о горькой судьбе родного села, оставленного ими не по своей воле, а по воле новой власти, избавлявшейся во время коллективизации от настоящих тружеников земли – кулаков, объявленных врагами новой жизни», пишет Нина Алексеевна. Горюет и она сама.
«Страшно осознать, но за весь XX век население Бичура убыло в 8 раз! Этому есть объяснение, но не оправдание! В чём причины снижения рождаемости? Следует предположить, что у народов православного вероисповедания низкая рождаемость определена прежде всего разрывом с традиционной системой ценностей. Именно православие прежде всего было почти уничтожено в советское время», - пишет автор.

Заканчиваю статью строками поэта Ивана Стремякова, приведёнными в работе Н.А.Бархатовой. Думаю, что они отражают и настрой прошедшей конференции.

Детей не собрать, покосившихся изб не исправить,
Людей, что ушли из суровых могил не поднять,
Но можно навек эти дали воспеть и прославить.
И боль этих мест задушевною песней унять.
Категория: Культура | Просмотров: 1081 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Погода
Рефтинский

Поиск



   Тевиком-Асбест
Copyright© 2011-2018 Все права зарегистрированы.
 Полное или частичное использование материалов сайта только с разрешения редакции.
Используются технологии uCoz